Чужой спор — это крайне увлекательное зрелище: станут ли оппоненты грызть друг другу глотки, опираться на существующие мифы, вербально сношать родителей или кричать друг на друга ради защиты собственной правоты? Истина в споре — опциональна, в острой полемике о ней иногда забывают, порой даже нарочно. Добрая половина всех дискуссий выглядит как перекрестный огонь источниками и ссылками разной степени сомнительности; предмет спора превращается в горячее обсуждение чья же «прописная азбука» оказалась лучше.
В действительности, человек, который топчет ножкой и хочет быть во всем правым — раритет. Таким людям плевать на все правды и неправды, они лишь тайно жаждут чтобы с ними тоже согласились: один раз поддайся и они расцветут, станут дружелюбными. Гораздо хуже, если ваш собеседник воспринимает любое изменение мировосприятия — от смысла закрывания тюбика зубной пасты до политических процессов — как личную угрозу на существующее устройство мира. Их неосознанное желание объяснить почему, например, «гей — это всегда педофил» никак не связано с действительностью. Гораздо проще в разномыслии демонстративно закрепить свои убеждения, чем подставить под удар своё эго и согласиться. Вместо правоты — надменность, вместо проигрыша — обида.
Спор между людьми вспыхивает не со скрытыми мотивами посеять зерно истины или чтобы уничтожить ложное или полярное мнение. Чаще всего препирательство начинается с раздражения, недоумения, обиды и агрессии. Глупое упрямство может разозлить даже самого приличного и умного гражданина волшебной страны, который в захлестывающей волне эмоций не сразу распознает, коллекционера серости и невежества.
Здоровый спор начинается с любопытства. Именно поэтому в науке вся информация и методология лишена эмоций: только в таких условиях спор на уже существующих и проверенных положениях создает новые факты. Эмоции и личные впечатления должны остаться за гранью необходимости установить ту или иную истину без всякой постмодернистской взаимной мастурбации, где «все относительно и субъективно, а истина недоступна для человеческого понимания».
Арсений Назарук